Каталог продукции
Главная / Экономика будущего / Генри Форд / "Моя жизнь и мои достижения"

 

                                 


Аннотация.

 

Выдержавшая около ста изданий в десятках стран мира автобиографическая книга одного из выдающихся
менеджеров XX века, организатора поточно-конвейерного производства и "отца"
автомобильной промышленности США написана ярко, образно, энергично и
вдохновенно. Она содержит богатейший материал, во многом представляющий
исторический интерес, но в целом ряде отношений сохраняющий актуальность для
экономистов, инженеров, конструкторов, психологов, социологов, руководителей
и организаторов производства, чья деятельность нацелена на творческое
осмысление и успешное решение задач кардинальной перестройки всех звеньев
нашей хозяйственной системы.

Краткая аннотация:
Фундаментом общественной жизни для капиталиста-практика Генри Форда 
выступало производство НЕОБХОДИМЫХ ОБЩЕСТВУ материальных благ.
Форд делает акцент на роль производительного
труда в жизни людей и противопоставляет промышленный капитал, как безусловно конструктивную экономическую силу, финансовому
капиталу, как старчески-паразитическому рудименту. 
Вместе в тем, Форд был далек от попыток отождествления
производства материальных благ с самовозрастанием капитала, ростом прибыли,
обогащением собственников и т. п. Для него производство - прежде всего
предпосылка и условие прогрессивного РАЗВИТИЯ ВСЕХ СФЕР ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Характерно и то, что конечную цель производства Форд видел в потреблении
созданного продукта, удовлетворении с его помощью ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ЗАПРОСОВ людей. 
Форд первым столь принципиально и масштабно поставил проблему качества
названного его именем автомобиля, стандартизации основных узлов (модулей),
делающих их быструю замену в случае необходимости предпочтительнее, нежели
ремонт. А самое главное и, по-своему, удивительное: Форд периодически
целенаправленно и довольно существенно снижал продажную цену автомобилей и
тракторов, даже при отсутствии малейших признаков затоваривания готовой
продукции. Конечно, этим обеспечивался ускоренный оборот капитала,
повышалась конкурентоспособность изделий, становилась излишней реклама. Данный путь - далеко не самый типичный
не только для капиталистических монополий, но и для машиностроительных
министерств социалистических стран, включая СССР. Причем, ежегодное
удешевление и повышение качества продукции Форд осуществлял в условиях
полного самофинансирования и, естественно, полной самоокупаемости.
Происходило это за счет прежде всего совершенствования организации труда и
повышения его производительности. 
Сам Г.Форд ссылался на рациональность постоянного совершенствования процесса
производства, для которого застой 
чреват опасностью снижения качества продукции - явно
неравноценной альтернативе СНИЖЕНИЮ ЕЁ СЕБЕСТОИМОСТИ.
Быть может, Генри Форд был социалистом-утопистом, 
без какой-либо рекламы развернувшим  ЭКСПЕРИМЕНТ ПО
МОДЕЛИРОВАНИЮ ГЛОБАЛЬНЫХ КОНТУРОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ФРАГМЕНТОВ ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО?

И хотя ко времени написания этой книги на его заводах трудились 100 000
человек, не считая членов их семей (кстати, женщина, выйдя замуж, должна
была оставить работу и уделять все внимание мужу, детям, семье), хотя
потребителями фордовских автомобилей и тракторов были десятки миллионов
жителей всех обитаемых континентов, т. е. масштабы его Утопии (если бы такая
существовала) не шли ни в какое сравнение с экспериментами-задумками самых
великих из социалистов-утопистов, Форд ничего и нигде не говорит ни о
социализме, ни об отношении к нему. Его планы социального реформаторства
весьма расплывчаты, а рассуждения о социальной справедливости лаконичны и
фрагментарны. Нельзя же в самом деле считать программным пожелание о том,
что "каждого следовало бы поставить так, чтобы масштаб его жизни находился в
должном соответствии с услугами, которые он оказывает обществу".
Форд надеялся, что со временем, благодаря глубоко научным принципам
организации производства и распределения, "каждый будет вознагражден по
своим способностям и усердию". Конечно, при желании в этом можно
увидеть и простую житейскую заповедь, мечту крестьянского сына о
справедливости, выраженную на языке обыденного сознания, и в то же время
отрицание патриархальной уравниловки.
А разве не странным выглядит в устах преуспевающего капиталиста столь
смело идущее вразрез с мнением большинства представителей его класса
социальное кредо Г. Форда?! "Я решительно считаю возможным уничтожить
бедность и особые привилегии. О том, что то и другое желательно - вопроса
быть не может, Так как бедность и привилегии неестественны; однако помощи мы
можем ждать исключительно от работы, а не от законодательства".
Здесь не только диалектически схвачена взаимообусловленность бедности и
привилегий как полюсов социальной несправедливости, но и указан их базис - характер производственных отношений. Г. Форд,
констатируя, что "лекарство против бедности заключается не в мелочной
бережливости, а в лучшем распределении предметов производства",
приходит к логичному выводу. Он звучит весьма конструктивно: "Личная нужда
не может быть устранена без общих переустройств", ибо "повышение заработной
платы, повышение прибылей, всякое повышение для того, чтобы добыть больше
денег, являются всего лишь отдельными попытками отдельных классов вырваться
из огня самим, не обращая внимания на судьбу ближних". 
Капитал, который не создает постоянно новой и лучшей работы, бесполезнее, чем песок. Капитал, который постоянно не улучшает условий трудящихся и не устанавливает справедливой платы за работу,
не выполняет своей важной задачи. Главная цель капитала - не добыть как
можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни".

 

Новости
Яндекс.Метрика