Каталог продукции
Главная / Экономика будущего / Политическая система будущего / После капитализма и коммунизма – социогуманизм

После капитализма и коммунизма – социогуманизм

 

Основные черты новой общественно-экономической формации

 

На исходе ХХ века человечество погрузилось в цепь потрясений. Первым стало крушение системы социализма в СССР и странах Восточной Европы. Однако возврат в капитализм вызвал взлет смертности и спад рождаемости, превысившие человеческие потери Второй мировой войны. Внезапной оказалась пандемия международного терроризма: батальоны камикадзе гибнут в Африке, Азии, Западной Европе; ведут боевые действия против десятков сильнейших государств. В США вопреки Госдепу приход к власти Трампа инициировал развал Евроатлантического союза. Население благополучных стран сокращается, им приходится замещать коренное население мигрантами. Угроза экологической деградации становится все очевиднее.
 
У науки нет объяснений происходящему. Маркс считал концом истории коммунизм, Фукуяма – капитализм. Жизнь показала: обе общественно-экономические формации исчерпали созидательный ресурс. Но других формаций ученые не знают. Но кто доказал невозможность иных общественно-экономических систем?! Впереди у планеты – миллионы лет развития. Наступает очередной рубеж. Советский народ почувствовал это первым, начав перестройку. А роды всегда болезненны. Для минимизации ошибок надо понять суть происходящего, направив людскую энергию в правильное русло.
 
Согласно требованию научной классификации, новая формация на треть может включать свойства предшественников, а на две трети иметь собственные признаки. Их появление обнаруживается в водоворотах современной жизни.
 
Движущая сила. В прежние века человечество развивалось по законам исторического материализма, подчиняясь действию «слепых» экономических стихий. Современный мир достиг такого уровня сложности, когда развитие «вслепую» становится невозможным. Требуется социальное проектирование. Базисом наряду с производительными силами и производственными отношениями становятся рост уважения к человеческому достоинству и широкое участие народных масс в политических процессах. Возникает исторический дуализм – взаимодействие исторических материализма и идеализма.
 
Социальная база. Раньше хозяином страны выступала часть населения в лице господствующего класса. Сейчас все большее число людей ощущают потребность быть хозяевами собственной жизни. Для объединения интересов социума и личности требуется новое общественное устройство. Двуединым должно быть и его название, например, «социогуманизм».
 
Цель, объединяющая всех. Прежде стимулом человеческого развития служил рост материального процветания. Сейчас этого недостаточно: экономическое благополучие не отражает состояние самого человека. На смену приходит качество жизни (КЖ). В отличие от уровня жизни (совокупность потребляемых товаров и услуг) КЖ показывает, насколько людям хорошо или плохо, счастливы они или страдают в конкретных условиях существования. Для оценки используются три блока статистических показателей: физическое здоровье, социальное здоровье (индикатор безысходности – самоубийства), соблюдение этических заповедей, выработанных тысячелетней практикой. Вместе с уровнем жизни и потенциалом государства они образуют Индекс достойной жизни населения (ИДЖН).
 
Контроль над движением к цели. Никогда народ не имел контроля над верховной властью. При социогуманизме средства не дискредитируют цель, и цель не подменяется средствами. Управление страной осуществляется через обратную связь по конечному результату, где результатом служит динамика ИДЖН.
 
Система государственной власти. В государстве, где хозяином является народ, каждый имеет возможность направлять во власть своих представителей. Для этого формируется представительная пирамида снизу вверх путем выдвижения самими жителями по одному кандидату от 200 граждан. Избранные депутаты генерируют политические уровни методом делегирования. Отозвать депутата с любого поста может делегировавший его уровень. Образуется система народной демократии, где власть вынуждена быть эффективной и нравственной. В таких условиях коррупция становится невозможной.
 
Экономика здравого смысла. Способности и потребности людей различаются. Сама хозяйственная деятельность состоит из разных по длительности и сложности циклов, требуя диверсифицированной структуры. В результате экономическая политика оказывается не «левой», не «правой» и не «центристской», а трехсекторной – «экономикой здравого смысла». Здравым считается все то, что способствует развитию производительных сил. Здесь любая форма собственности священна.
 
Социальная политика. Всем обеспечиваются бесплатно жилище, коммунальное обслуживание, здравоохранение, дошкольное воспитание, образование, общественный транспорт, детский летний отдых. Пенсии составляют 80% от заработной платы. Это – гарантии необходимого имущественного равенства. Одновременно каждому предоставляется возможность роста благосостояния за счет честного труда. Это гарантии необходимой имущественной дифференциации, стимулирующей творческую активность.
 
Стратегическое руководство социальными институтами (наука, образование, здравоохранение, культура, спорт, государственные СМИ) осуществляется общественными советами соответствующих специалистов, выбираемых рейтинговым голосованием.
 
Международное значение. Распространение по миру идеологии социальной эргономики позволит избежать жестокости социальных революций. Они не отменяются, а становятся бархатными за счет встроенного в управление контроля над властью. В результате отпадает потребность в терроризме и войнах. Всемирная победа нового общественного строя невозможна усилиями одной страны. Требуется широкая международная кооперация, где Россия становится интеллектуальным и нравственным лидером.
 
Разве все это не похоже на новую общественно-экономическую формацию?
 
 
 
МАНИФЕСТ СОЦИОГУМАНИЗМА (семь отличий от капитализма и коммунизма)
 
Нарастающий по миру хаос – признак глобальной революционной ситуации. Народы не хотят жить по-старому, правители не могут управлять по-старому. Капитализм и коммунизм выработали свой исторический ресурс. На смену рождается новая формация – социогуманизм.
 
1. При капитализме и коммунизме движущей силой является экономика – исторический материализм. Бытие определяет сознание. В социогуманизме бытие определяет сознание, и сознание определяет бытие. Культура (этика, достоинство, искусство, интеллект) – тоже базис. Движителем истории становится взаимодействие обеих сил ̶ исторический дуализм.
 
2. Прежние века хозяином страны был правящий класс: рабовладельцы, феодалы, буржуазия, рабочий класс, партноменклатура. При социогуманизме хозяином страны становится народ: все и каждый. Народ по природе двуедин, требуя прав общества и личности, порядка и свободы, надёжности и риска. В капитализме и коммунизме доминирует одна из сторон, в социогуманизме обеспечивается гармония противоположностей.
 
3. Управление государством осуществляет народная демократия ̶ власть большинства при уважении мнения меньшинства. Корпус народных депутатов формируется населением на пять лет по 5 человек от 1000 жителей. Депутаты из своего состава вдвигают треть наиболее достойных, которые делегируются по Советам разных уровней, вплоть до Высшего Народного Совета. Остальные депутаты остаются на муниципальном уровне, наделённые достаточными ресурсами и полномочиями. К ним идут жители со своими проблемами. Советы набирают из профессионалов пирамиду исполнительной власти: от правительства до поселковых исполкомов. Исполкомы подчиняются вышестоящему исполкому и горизонтально контролируются своим Советом.
 
4. Целью общественного прогресса всегда считалось материальное процветание, где человек служил средством. Теперь целью становится человек, его качество жизни: а) физическое здоровье (рождаемость, смертность), б) социальное здоровье (крепкая семья, любимый труд, забота о ближних), в) духовное здоровье (высокий смысл жизни, справедливое распределение собственности, доброта отношений и др.). Вместе с уровнем жизни, инвестициями в будущее и экономическим потенциалом государства образуется индекс достойной жизни населения (ИДЖН).
 
5. Народ осуществляет тройной контроль над властью: а) нижестоящий Совет может отозвать своего депутата из любого вышестоящего Совета; б) депутаты и судьи ежегодно отчитываются перед своими избирателями; в) исполнительная власть докладывает каждый год законодателям на всех уровнях о динамике ИДЖН. Оценка результатов проводится с участием экспертных советов учёных. При невыполнении планов по вине исполнителей – отставка виновных.
 
6. Основой экономики служит конкуренция трёх форм собственности (государственная, артельная, частная) и трёх механизмов регулирования (план, договора, рынок). Их взаимодействие обеспечивает кумулятивный эффект – «экономическое чудо» с темпом ежегодного промышленного роста до 15-20%. Формируется конкурентная экономика здравого хозяйственного смысла.
 
7. Всем нациям и народностям обеспечиваются равные права и национально-пропорциональное представительство при формировании уровней законодательной власти. Идеология социогуманизма объединяет человечество в движении к справедливому, эффективному и свободному строю, лишённому страданий и войн. «Солнце всходит над планетой – солнце гуманизма!»
 
Автор: Игорь Алексеевич Гундаров – доктор медицинских наук, кандидат философских наук, профессор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
 
 
Новости
Яндекс.Метрика