Современный кинематограф рассматривает будущее в мрачных красках грядущих катастроф, неудач и неожиданностей, преимущественно неприятных. Фантастические голливудские фильмы и компьютерные игры активно насаждают в умы молодёжи полное разочарование в будущем (в стиле «Терминатора», «Матрицы», «Звездных войн» и т.п.). Экстраполируя агрессию части человечества на космические масштабы, Голливуд изображает представителей внеземных цивилизаций в образе уродливых чудовищ, которые хотят уничтожить Землю. И.А. Ефремов в своей повести «Сердце Змеи» представил альтернативную антиапокалиптическую версию возможной встречи землян с братьями по разуму.
 
Повесть «Сердце Змеи» (или «Cor Serpentis», 1958) – полемический ответ на рассказ американского писателя М. Лейнстера «Первый контакт». Иван Ефремов вступил в прямую полемику с рассказом Лейнстера. В рассказе американского писателя земной и инопланетный корабль, встретившись в космосе, чуть не уничтожают друг друга. С точки зрения Ефремова, контакт цивилизаций, достаточно развитых для того, чтобы выйти в космос, не может привести к вооружённому конфликту между ними.
 
 
Из повести «Сердце Змеи»:
 
 
Самым важным, захватывающим и таинственным был вопрос: каковы те,
что идут сейчас нам навстречу? Страшны или прекрасны они на наш,
земной, взгляд?
 
Афра Деви, биолог, взяла слово.
 
Афра говорила, что человечество давно отрешилось от когда-то
распространенных теорий, что мыслящие существа могут быть любого вида,
самого разнообразного строения. Пережитки религиозных суеверий
заставляли даже серьезных ученых необдуманно допускать, что мыслящий
мозг может развиваться в любом теле, как прежде верили в богов,
являвшихся в любом облике. На самом деле облик человека, единственного
на Земле существа с мыслящим мозгом, не был, конечно, случаен и
отвечал наибольшей разносторонности приспособления такого животного,
его возможности нести громадную нагрузку мозга и чрезвычайной
активности нервной системы.
 
Человек еще на ранних стадиях своего формирования развился как
универсальный организм, приспособленный к разнообразным условиям. С
дальнейшим переходом к общественной жизни эта многогранность
человеческого организма стала еще больше, еще разнообразнее, как и его
деятельность. И красота человека в сравнении со всеми другими наиболее
целесообразно устроенными животными - это, кроме совершенства, еще и
универсальность назначения, усиленная и отточенная умственной
деятельностью, духовным воспитанием.
 
- Мыслящее существо из другого мира, если оно достигло космоса,
также высоко совершенно, универсально, то есть прекрасно! Никаких
мыслящих чудовищ, человеко-грибов, людей-осьминогов не должно быть! Не
знаю, как это выглядит в действительности, встретимся ли мы со
сходством формы или красотой в каком-то другом отношении, но это
неизбежно! - закончила свое выступление Афра Деви.
 
- Мне нравится теория,- поддержал биолога Тэй Эрон, - только...
 
 - Я поняла,- перебила Афра.- Даже ничтожные отклонения от
привычного облика создают уродство, а тут вероятность отклонений
слишком велика. Ведь незначительные отклонения формы: отсутствие носа,
век, губ на человеческом лице, вызванные травмой, воспринимаются нами
как уродство и страшны именно тем, что они на общей человеческой
основе. Морда лошади или собаки очень резко отличается от
человеческого лица, и тем не менее она не уродлива, даже красива. Это
потому, что в ней красота целесообразности, в то время как на
травмированном человеческом лице гармония нарушена...
 
 - Следовательно, если они будут по облику очень далеки от нас, то
не покажутся нам уродливыми? А если такие же, как мы, но с рогами и
хоботами? - не сдавался Тэй.
 
- Рога мыслящему существу не нужны и никогда у него не будут. Нос
может быть вытянут наподобие хобота (хотя хобот при наличии рук, без
которых не может быть человека, тоже не нужен). Это будет частный
случай, необязательное условие строения мыслящего существа. Но все,
что складывается исторически, в результате естественного отбора,
становится закономерностью, неким средним из множества отклонений.
Тут-то выступает во всей красоте всесторонняя целесообразность. И я не
жду рогатых и хвостатых чудовищ во встречном звездолете - там им не
быть! Только низшие формы жизни очень разнообразны; ЧЕМ ВЫШЕ, ТЕМ ОНИ
БОЛЕЕ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА.

 

Новости
Яндекс.Метрика